• Притча о Любви

    Два ангела-путника остановились на ночлег в доме богатой семьи. Семья была не гостеприимна и не захотела оставить ангелов в гостиной. Вместо того они были уложены на ночлег в холодном подвале. Когда они Читаем дальше?
  • Легенда об Астре

    Молодой охотник полюбил девушку, но та оставалась к нему равнодушной. - Если я собью с неба звезду, ты станешь моей? – спросил он у гордой красавицы. Никто еще из племени не мог осчастливить невесту Читаем дальше?
  • Легенда о Незабудках

    В далекой сказочной стране Dream жила прекрасная принцесса по имени Flower. Все любили ее за неземную красоту, наслаждались ее изяществом, восхищались грацией. И только бедный садовник Mute любил Flower за ее кристально Читаем дальше?
  • 1
  • 2
  • 3

Необходимо находить время и силы для совместных занятий с детьми, как бы мы ни были заняты, как бы ни уставали… (с)

Недостатки развития детского внимания, в частности, основных свойств не устраняются фрагментарно включаемыми «упражнениями на внимание» в процессе занятий с ребёнком.

Для их преодоления требуется проводить специально организованную работу, которая должна вестись по двум основным направлениям.

1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.

2. Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Зачастую причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения. Дети улавливают этот смысл и, довольствуясь им, «пренебрегают частностями». В результате чего главная задача таких занятий: преодоление этого глобального восприятия, попытка научить воспринимать содержание с учётом элементов на фоне смысла целого.

Пути воспитания внимания у детей.

Детское вниманиеВажное место в воспитании непроизвольного внимания занимает формирование у детей умения видеть и слышать, наблюдать факты и явления, причём делать это без особых усилий, в результате постоянного стремления как можно разностороннее, полнее и лучше ознакомиться с окружающей действительностью. Для этого необходимо с ранних лет знакомить ребёнка с богатством и многообразием окружающего мира, учить подмечать то, что его окружает, учить чутко реагировать на изменения в окружающей обстановке.

Основным условием появления непроизвольного внимания у детей является наличие интереса и эмоций, которые делают учебный процесс достаточно привлекательным для детей.

Факторы, влияющие на развитие интереса детей к занятиям.

1. Материал, который подлежит изучению, и способы его подачи. Важную роль играет наглядность преподавания. Применение пособий (картин, рисунков, муляжей, демонстрационных предметов), показ опытов, привлечение конкретных фактов и иллюстраций из жизни, оказывающие воздействие на эмоции учащихся - всё это делает занятия интересными и способствует развитию непроизвольного внимания.

Применение наглядности требует соблюдения ряда условий:

- необходимо правильно организовать восприятие ребёнка, научить его замечать то, что требует внимания;

- нужно ставить перед ребёнком задачу - не только посмотреть на предмет или на картину, но и обнаружить в них необходимое, ответить на конкретный вопрос, произвести сравнение и т. п.

Всё это помогает активизировать мысли детей, приучить их быть внимательными, учит выделять существенное и замечать главное.

2. Качество объяснений взрослым нового материала. Яркий по форме и богатый по содержанию, эмоционально насыщенный рассказ взрослого в необходимой мере привлекает непроизвольное внимание ребёнка.

Здесь также необходимо соблюдение ряда условий:

- внимание привлекается только тогда, когда дети в рассказе взрослого узнают что-то новое, причём такое, где присутствуют знакомые им элементы. Здесь важна связь между новым и уже известным.

- необходимо, чтобы неинтересное (что зачастую присутствует в новом материале) было связано с тем, что интересует детей. Обязательно, чтобы изложение взрослого поощряло мысли детей, чтобы они сами задумывались над возникающими у них вопросами, стремились узнать, что будет дальше, и т. д;

- внимание детей к изложению взрослым нового материала возникает главным образом тогда, когда его рассказ отличается живостью и динамичностью. Если вопрос рассматривается с разных сторон и изучаемый предмет раскрывается в различных связях и отношениях, внимание будет более устойчивым;

- важно помнить, что дети, как правило, особенно внимательны тогда, когда материал отличается конкретностью, жизненностью и является понятным. Очень часто ребёнок невнимателен из-за того, что «потерял нить» объяснений, перестал понимать взрослого;

- стараясь делать изложение учебного материала интересным, нельзя заботиться только об одной занимательности, пытаться увлечь детей внешними эффектами. Даже младшие школьники, не говоря уже о старших, прекрасно чувствуют, когда взрослый хочет просто развлечь их и, когда он сообщает им нужные и полезные знания.

3. Активность детей. Необходимо, чтобы дети были не пассивными слушателями и зрителями того, что делает взрослый, а действовали самостоятельно: спрашивали, отвечали, проводили опыты и т. д.

4. Общий культурный уровень детей, увеличение их познавательных интересов, расширение круга представлений, обогащение знаниями и навыками.

5. Необходимой предпосылкой развития произвольного внимания является формирование у школьников сознательного отношения к учению, к выполнению своих обязанностей. Уже, будучи дошкольниками, дети стремятся принимать участие в занятиях окружающих их людей. В школе ребёнок становится членом коллектива, он хочет быть не хуже других, стремится заслужить одобрение и похвалу учителя, считается и ценит мнение товарищей - всё это является сильным побудителем к тому, чтобы быть внимательным. Взрослый должен всячески поддерживать и развивать стремление детей.

6. Ребёнок должен понимать значение обучения и ту роль, какую играет в учебном процессе внимание. Необходимо добиваться осознания им каждой отдельной задачи, которая ставится перед ним. Если ребёнку понятно, что от него хотят и зачем это нужно, он скорее будет внимательным к тому, что от него требуется. Чёткое указание цели работы, обстоятельное разъяснение приёмов её выполнения, помогают детям мысленно представить результаты своего труда, пути их достижения, что и стимулирует у них произвольное внимание.

7. Интерес к работе, причём не только непосредственный, вызываемый самой работой, но и косвенный, то есть интерес к результатам своей деятельности.

8. Требовательность взрослого, которая должна носить последовательный, систематический характер. Предъявляя детям определенные требования, необходимо следить за тем, чтобы учебный материал и та работа, которую должен выполнить ребёнок, были посильны ему, но при этом не были слишком лёгкими для него. Если не будет выполняться первое условие (посильность предъявляемой задачи) в этом случае ребёнок, убедившись в безуспешности своих усилий, начнёт отвлекаться от работы. Во втором случае заметив, что задание слишком простое, он легко становится невнимательным, так как перестаёт делать какие-либо усилия, необходимые для работы. Очень важно, чтобы ребёнок убедился, что выполнение задания для него возможно, хотя и требует усилий.

9. Правильная организация занятия. Если учебный материал сам по себе не представляет большого интереса, но в построении занятия имеется строгая система, которую чувствуют и сами дети, они работают во время такого занятия внимательнее.

10. Необходимый темп работы. Не следует спешить и подгонять детей, так как именно излишняя торопливость приводит к невнимательности и ошибкам. Однако стоит помнить, что и замедленная работа способствует отвлечению детского внимания.

11. Учёт индивидуальных различий между детьми. Пассивных детей следует больше подбадривать, активизировать их работу. А подвижных деток надо всё время держать в поле зрения, нагружать достаточно разнообразными заданиями. Активных и способных ребят нужно обеспечивать посильными дополнительными заданиями.

12. Правильная организация самостоятельной работы детей. К ней необходимо приучать ребёнка с первых дней обучения. Следует постоянно следить за качеством выполнения домашних заданий. Обязательно учить правильным приемам работы на занятии.

13. Общее укрепление организма детей. Физическое или умственное переутомление, недостаток сна, нерегулярное питание, душная атмосфера во время занятий - всё это вредно отражается на внимании. Поэтому взрослому необходимо следить за соблюдением детьми режима дня, требований гигиены работы, рациональной смены труда и отдыха, и достаточного сна в соответствии с возрастом ребёнка. Хорошо влияют на воспитание внимания регулярные занятия физкультурой и спортом. Помогая общему укреплению здоровья и нервной системы, физические упражнения вместе с тем развивают у детей умение сосредоточиваться.

Чёткое соблюдение указанных факторов, при достаточной последовательности и настойчивости взрослого, заставит ребёнка всё чаще и чаще работать без отвлечений, в результате чего внимание его станет привычным, будет возникать сразу и без усилий при наличии определенных, уже привычных для ребёнка условий. Вместе с тем у него сформируется общая способность удерживать внимание на том, что требуется, т. е. разовьётся внимательность - как одна из важных черт личности.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить