• Легенда об Астре

    Молодой охотник полюбил девушку, но та оставалась к нему равнодушной. - Если я собью с неба звезду, ты станешь моей? – спросил он у гордой красавицы. Никто еще из племени не мог осчастливить невесту Читаем дальше?
  • Притча о Любви

    Два ангела-путника остановились на ночлег в доме богатой семьи. Семья была не гостеприимна и не захотела оставить ангелов в гостиной. Вместо того они были уложены на ночлег в холодном подвале. Когда они Читаем дальше?
  • Легенда о Незабудках

    В далекой сказочной стране Dream жила прекрасная принцесса по имени Flower. Все любили ее за неземную красоту, наслаждались ее изяществом, восхищались грацией. И только бедный садовник Mute любил Flower за ее кристально Читаем дальше?
  • 1
  • 2
  • 3

Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей… - Вудро Вильсон.

Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней.

Внимание - сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект.

Внимание - психический процесс, основная задача которого - оградить сознание от лишней информации, сосредоточившись на актуальной, полезной и интересной.

Внимание - это направленность и сосредоточенность познавательной активности человека на каких-либо предметах, явлениях, связях действительности.

Внимание - это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами.Схема процесса внимания

Функциями внимания являются:

- обнаружение сигнала;

- бдительность;

- поиск;

- избирательное внимание;

- распределённое внимание.

В зависимости от наличия сознательного выбора направления и регуляции выделяют следующие виды внимания: 1) непроизвольное; 2) произвольное; 3) послепроизвольное (или вторично непроизвольное).

Непроизвольное внимание (пассивное).

Это такой вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В основе него лежат неосознаваемые установки человека, как правило, быстро переходящие в произвольное.

Непроизвольное вниманиеВозникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека.

Плюсы непроизвольного внимания:

- даёт возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры;

- облегчает включение в привычную деятельность.

Минусы непроизвольного внимания:

- отвлекает от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом (необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться).

Причины возникновения непроизвольного внимания:

- неожиданность раздражителя;

- относительная сила раздражителя;

- новизна раздражителя;

- движущиеся предметы;

- контрастность предметов или явлений;

- внутреннее состояние человека.

Произвольное внимание.

Физиологическим механизмом произвольного внимания является очаг оптимального возбуждения в коре головного мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Вследствие этого вытекает очевидность роли слова родителей или преподавателя для формирования у ребёнка произвольного внимания.

Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, так как невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность без управления своим вниманием.Произвольное внимание

Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

Очень полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной работой, с помощью переключения на более лёгкие или интересные виды деятельности, так же можно вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряжённого внимания.

Человек прилагает значительное усилие воли, концентрирует своё внимание, понимает содержание, необходимое для себя, и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым материалом.

Произвольное внимание разделяют на: 1) собственно произвольное внимание (для достижения заранее поставленной цели); 2) волевое внимание (для того, чтобы отвлечься от раздражающих факторов и сконцентрироваться на нужной деятельности); 3) ожидательное внимание (бдительность, осторожность).

Послепроизвольное внимание.Послепроизвольное внимание

Это такой вид внимания, при котором в наличии есть сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Оно связано с образованием новой установки, относящейся в большей мере к актуальной деятельности, нежели к предшествующему опыту человека.

Этапы развития внимания.

1. Первые две недели жизни - наблюдается проявление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребёнка.

2. Конец первого года жизни - отмечается возникновение ориентировочно - исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

3. Начало второго года жизни - появляются зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого.

4. Второй - третий год жизни - развитие произвольного внимания.

5. Четыре с половиной - пять лет - возникает направление внимания на сложные инструкции взрослого.

6. Пять - шесть лет - развитие элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкций.

7. Школьный возраст - формирование и совершенствование произвольного внимания.Этапы развития внимания

Внимание обладает пятью основными свойствами:

- устойчивость (способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком - либо объекте);

- сосредоточенность (способность сконцентрировать своё внимание на одном объекте при отвлечении от других);

- переключаемость (перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной);

- распределение (способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности);

- объём (размер информации, которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания).

Нарушение каждого из перечисленных свойств внимания, приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка:

а) маленький объём внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме;

б) недостаточная концентрация и устойчивость внимания - трудности в продолжительном сохранении внимания, без его ослабления и отвлечений на раздражители;

в) недостаточная избирательность внимания – неспособность сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи;

г) плохо развитая переключаемость внимания – трудности в переключении внимания с выполнения одного вида деятельности на другой;

д) плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел;

е) недостаточная произвольность внимания – затруднение в способности сосредоточивать внимание по требованию.

Чтобы устранить вышеперечисленные нарушения основных свойств внимания, необходимо уделять как можно больше времени вашему ребёнку и заниматься с ним. Специально разработанные методики помогут вам устранить нежелательные нарушения внимания и скоррегировать дальнейшее развитие ребёнка.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить