• Притча о Любви

    Два ангела-путника остановились на ночлег в доме богатой семьи. Семья была не гостеприимна и не захотела оставить ангелов в гостиной. Вместо того они были уложены на ночлег в холодном подвале. Когда они Читаем дальше?
  • Легенда об Астре

    Молодой охотник полюбил девушку, но та оставалась к нему равнодушной. - Если я собью с неба звезду, ты станешь моей? – спросил он у гордой красавицы. Никто еще из племени не мог осчастливить невесту Читаем дальше?
  • Легенда о Незабудках

    В далекой сказочной стране Dream жила прекрасная принцесса по имени Flower. Все любили ее за неземную красоту, наслаждались ее изяществом, восхищались грацией. И только бедный садовник Mute любил Flower за ее кристально Читаем дальше?
  • 1
  • 2
  • 3

«Настоящий тинейджер - это эго, высаженное на необитаемом острове, но оно не ждёт спасения от проходящих кораблей; у него достаточно сил, чтобы оставаться наедине с собой...» - Мартин Эмис.

Подростковый возраст (отрочество) - период онтогенеза (от 10-11 до 15 лет), соответствующий началу перехода от детства к юности. Подростковый возраст относится к числу критических периодов жизни детей, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений.

Кризис подросткового возраста - трудности в поведении детей возраста 12-15 лет, как следствие их борьбы за независимость.

Подростковый возраст является одним из самых важных критическим периодом в жизни человека, кардинально влияющим на дальнейшее развитие. Он является «переходным мостом» между детством и взрослостью. Понятие «кризис» применительно к подростковому периоду используется для того, чтобы подчеркнуть тяжесть, болезненность переходного состояния от детства к взрослости. Это период разлома, распада (возраст «бури и натиска», «эмоционального шторма»).

Рассматривая кризис подросткового возраста, следует выделить три фазы протекания данного кризиса.

1. Негативная, или предкритическая, когда происходит ломка старых привычек, стереотипов, распад сформировавшихся ранее структур.

2. Кульминационная точка кризиса (в подростковом возрасте - это 13 лет, хотя эта точка, конечно, достаточно условна).

3. Посткритическая фаза, т.е. период формирования новых структур, построения новых отношений и т.д.Фазы протекания подросткового кризиса

Изучая кризис подросткового возраста глубже, можно сказать, что он протекает по двум основным направлениям.

Первое направление - «кризис независимости».

Основные симптомы:

- строптивость;

- упрямство;

- негативизм;

- грубость;

- своеволие;

- недооценка взрослых и противостояние;

- отрицательное отношение к требованиям взрослых;

- протест-бунт;

- ревность к своей собственности;

- стремление к личностному пространству.

Главные требования со стороны подростка - не трогать ничего у него на столе, не входить в его комнату, а главное - «не лезть ему в душу». На данном пути остро ощущается переживание собственного внутреннего мира - вот та единственная и основная собственность, которую оберегает подросток и ревниво защищает от других.

«Кризис независимости» - это рывок вперед, выход за пределы старых норм и правил.

Второе направление - «кризис зависимости».

Основные симптомы:

- чрезмерное послушание;

- зависимость от старших;

- несамостоятельность;

- инфантильность в поступках и суждениях;

- подчинение мнению «со стороны»;

- стремление не быть «белой вороной в стае»;

- возврат к старым интересам, вкусам, формам поведения.

«Кризис зависимости» - достаточно неблагоприятный вариант развития. Подростки, идущие по второму пути развития кризиса, как правило, не вызывают у взрослых беспокойства. Напротив, родители часто гордятся тем, что им удалось сохранить нормальные, с их точки зрения, отношения, т.е. отношения по типу «взрослый - ребенок».

Оба направления - варианты самоопределения (неосознанного или недостаточно осознанного). В первом случае это: «Я уже не ребенок», а во втором - «Я ребенок и хочу оставаться им».

Позитивный смысл подросткового кризиса заключается в том, что через борьбу за эмансипацию, за собственную независимость, происходящую в относительно безопасных условиях и не принимающую крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении. У него возникают чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями. Это дает основание считать, что именно путь «кризиса независимости» является наиболее конструктивной формой протекания кризиса с точки зрения заложенных в нем возможностей для формирования личности. Вместе с тем наиболее экстремальные проявления «кризиса независимости» чаще всего непродуктивны.

Естественно, не следует на весь подростковый возраст смотреть под углом кризиса. Но знание кризиса необходимо для того, чтобы помочь подростку наиболее полно реализовать возможности этого периода, выработать эффективные, конструктивные способы преодоления трудностей, что, с точки зрения современной психологии, важно для решения главных задач развития в этот период.

Давайте, рассмотрим основные причины наступления подросткового кризиса.

Их можно разделить на две основные группы: физиологические и психологические.

Физиологические причины.

Во-первых, перестройка организма ребенка - половое созревание (пубертатный период). Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки (волосы на теле, растет грудь у девочек, ломается голос у мальчиков).

Во-вторых, возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, эмоциональный фон становится нестабильным. Поэтому может появляться раздражительность, агрессивность, бурные всплески энергии сменяются упадком сил.Физиологические причины подросткового кризиса

В-третьих, резкое увеличение роста и веса, изменение пропорции тела приводит к некоторой диспропорциональности и как говорится к «подростковой угловатости».

В-четвёртых, у подростков наблюдается сильная тяга к сексуальным отношениям. Когда нет внутренних тормозов и слабо развито чувство ответственности за себя и другого, развивается и растёт готовность к сексуальным контактам с представителями противоположного, а порой и своего пола. Высокая степень напряжения до и после сексуального общения ложится сильнейшим испытанием на психику подростка.

Психологические причины.

Во-первых, возникает чувство взрослости, а родительский авторитет обесценивается. В семье возникают частые конфликты, подросток реагирует протестом и агрессией на любые попытки вмешаться в его жизнь. Именно через такие столкновения они узнают себя, о своих возможностях, удовлетворяют потребность в самоутверждении. В случаях, когда этого не происходит и подростковый период проходит гладко, спокойно и бесконфликтно, можно столкнуться с двумя вариантами развития: с запоздалым и особенно болезненным, бурным протеканием кризиса в 17–18 лет или с затяжной инфантильной позицией «ребенка», характеризующей человека в период молодости и даже в зрелом возрасте.

Во-вторых, когда у ребенка появляется стабильное желание «всего и сразу». Подросток начинает видеть возможности, которые открываются перед ним, но фактически он еще не умеет управлять своим поведением и желаниями, так как он до сих пор ещё ребенок. Наряду с тем, что у детей наблюдается явная привязанность к родителям, зависимость от их любви и заботы, от их мнения, они всё же испытывают сильное желание быть самостоятельным и равными в правах.

В-третьих, это личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Большинство подростков из-за своего физического состояния или внешности начинают сильно переживать, наговаривая на себя и обвиняя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, и формируют напряженность, с которой подростку трудно справиться одному. На этом фоне любые внешние трудности воспринимаются особенно трагично.Психологические причины подросткового кризиса

В-четвёртых, подростковый возраст - период отчаянных попыток «пройти через все». При этом подросток зачастую начинает свой поход с запретных сторон взрослой жизни. Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики. По большей части это делается для пробы и куража, но вполне возможно возникновение физической или психологической зависимости. Подростки достаточно легкомысленно относятся к человеческим порокам и слабостям, и в результате быстро приобщаются к ним, превращая их в предмет своих потребностей. Нередко употребление психотропных веществ в компании друзей, авторитетных для ребенка, превращается в форму самоутверждения, заглушая внутреннее чувство потери собственного «Я».

В-пятых, отдельно следует указать на отроческий кризис, связанный с духовным ростом и изменением психического статуса. Появляется рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Наблюдается несовпадение ранних представлений о себе с новым, сложившимся образом. Недовольство собой может быть настолько сильным, что появляются навязчивые состояния: непреодолимые угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи, неуверенность, стеснение, затяжные депрессии. Тем не менее, не каждый подросток проходит столь тяжелое испытание душевным кризисом. А тем, кому это «посчастливилось» пережить, зачастую удаётся выбраться из него самостоятельно: близкие часто не догадываются о душевных бурях своих детей.

Продуктом подросткового кризиса являются следующие важные новообразования.

1. Обретение самостоятельности.

2. Появление интереса к своему внутреннему миру.

3. Бурное развитие критического мышления.

4. Потребность в близких отношениях и признании окружающих.

Чтобы сохранить в стабильности нервную систему и не потерять контакт, теплоту в отношениях и любовь с взрослеющим ребёнком, родителям необходимо, по возможности, успокоиться, взять себя в руки и попробовать перестроиться, сменив стиль воспитания, который утратил свою актуальность с подростком.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить