• Притча о Любви

    Два ангела-путника остановились на ночлег в доме богатой семьи. Семья была не гостеприимна и не захотела оставить ангелов в гостиной. Вместо того они были уложены на ночлег в холодном подвале. Когда они Читаем дальше?
  • Легенда об Астре

    Молодой охотник полюбил девушку, но та оставалась к нему равнодушной. - Если я собью с неба звезду, ты станешь моей? – спросил он у гордой красавицы. Никто еще из племени не мог осчастливить невесту Читаем дальше?
  • Легенда о Незабудках

    В далекой сказочной стране Dream жила прекрасная принцесса по имени Flower. Все любили ее за неземную красоту, наслаждались ее изяществом, восхищались грацией. И только бедный садовник Mute любил Flower за ее кристально Читаем дальше?
  • 1
  • 2
  • 3

Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться... - А. Бебель

Выделяют следующие стратегии работы с одарёнными детьми.

Стратегии, опирающиеся на изменение количественных параметров содержания образования.

Стратегия ускорения (экстернат) предполагает увеличение темпа (скорости) прохождения учебного материала.

Очевидное превосходство над сверстниками в умении видеть сущность проблемы, любознательность, выдающиеся способности к запоминанию материала, независимость суждений и многие другие качества заставляют педагогов склоняться к мысли, что эти дети, обучаясь в традиционном темпе, просто теряют время.

Ускорение позволяет одарённому ребенку оптимизировать темп собственного обучения, что благотворно сказывается на общем интеллектуально-творческом развитии.

В качестве организационных форм ускорения могут рассматриваться:

более быстрый (по сравнению с традиционным) темп изучения учебного материала всем классом одновременно;

перескакивание одарённого ребенка через класс (несколько классов) в обычной школе.

Стратегия интенсификации предполагает не изменение темпа усвоения, а увеличение объема или, говоря точнее, повышение интенсивности обучения, что в определенном смысле является альтернативой стратегии ускорения.

Встречаются дети, причисляемые к одарённым, но опережение ими сверстников охватывает только сферу умственного развития. По уровням социального и физического развития они могут находиться в норме или даже отставать от нее. Дисбаланс в уровнях развития этих сфер - явление довольно распространённое. Стратегия интенсификации содержания образования активно используется в практике работы специальных школ (школы с углубленным изучением математики, иностранных языков и др.).

Стратегии обучения одарённых детей, опирающиеся на качественные изменения в содержании образования.

Индивидуализация обучения. Индивидуализация обучения является одним из основных вариантов качественного изменения содержания образования одарённых. Повышенный интерес к индивидуализации образовательной деятельности в целом характерен для педагогических изысканий последнего времени. Развиваются эти идеи в контексте личностно-ориентированного подхода к образованию, где главным является создание условий для полноценного проявления и развития специфических личностных функций субъектов образовательного процесса.

«Обучение мышлению». Таким непривычным словосочетанием обычно обозначается популярное в зарубежной педагогике направление работы по целенаправленному развитию интеллектуально-творческих способностей ребёнка. Оно напрямую связано с решением проблемы обучения одарённых детей и рассматривается как важная составляющая диагностики и коррекции интеллектуально-творческих способностей.

Однако увидеть развитие мышления как самостоятельный предмет учебных занятий действительно очень сложно. Многие исследователи и педагоги-практики уделяют особое внимание специальному, целенаправленному развитию креативности, интеллектуальных функций, обучению детей технике и технологии мыслительных действий, процессам эффективного познавательного поиска.

Это требовало разработки концептуальной схемы самого интеллекта в широком смысле этого слова. Наиболее популярна среди сторонников этого направления модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда.

«Социальная компетенция». В данном случае имеются в виду специальные интегрированные курсы, включаемые в учебные планы школ для одарённых детей. Явление диссинхронии весьма распространено, и часто ребенок, опережая сверстников по уровню развития мышления, отстает от них (либо находится на среднем уровне) в психосоциальном развитии. С целью преодоления этих проблем создаются программы специальных интегрированных курсов, направленных на развитие эмоциональной сферы, коррекцию межличностных отношений в коллективе, самоактуализацию.

Исследовательское обучение. Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Самостоятельная исследовательская практика детей рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей. В исследовательском методе в качестве основы выступают не знания, преподносимые детям в готовом виде, а их организованный, творческий поиск.

Проблематизация. Этот вид качественного изменения содержания образования предполагает ориентацию на постановку перед детьми учебных проблем, и в зарубежной педагогике обычно не выделяется из стратегии исследовательского обучения, а рассматривается как его составная часть. Это выделение действительно является в значительной мере условным, но оно необходимо при анализе содержания образования, так как характеризует особую грань этого сложного явления.

Стратегии обучения одарённых детейСодержание образования, смоделированное по этой стратегии, предполагает освоение учебного материала таким образом, чтобы дети, во-первых, могли выявить проблему, во-вторых, найти способы решения и, наконец, решить их. Для этого учащихся необходимо обучать умению видеть проблемы. Но в процессе обучения это не самоцель, а лишь одно из средств.

Для того чтобы процесс обучения выполнил одну из основных своих функций - обучающую, проблема должна содержать в себе определенный познавательный заряд, а возможно это лишь тогда, когда эта проблема уже проработана учителем. То есть программа учебной деятельности представляет собой стройный логический ряд, включающий в себя комплекс последовательно решаемых учебных проблем.

Особые методические приемы, разрабатываемые сторонниками данного подхода, позволяют достичь того, что предложенная учителем проблема превращается во внутреннюю проблему самого ребенка. Это, в свою очередь, создаёт предпосылки для анализа вариантов её решения, что само по себе является следующим этапом учебной работы и необходимым компонентом образовательной системы. Далее в полном соответствии с логикой, необходима оценка достоинств каждого варианта решения. После этого обычно следует обобщение найденного и т. д.

В наиболее полном, развернутом виде проблемное обучение предполагает, что учащийся выделяет и ставит проблему, предлагает возможные решения, делает выводы в соответствии с результатами проверки, применяет выводы к новым данным, делает обобщения.

При работе с одарёнными детьми важно помнить и учитывать следующие важные моменты:

• одарённость проявляется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академических областях. Одарённость следует только как возможность достижений. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться (т. е. потенциальные);

• одарённость и талант являются результатом взаимодействия многих факторов. В первую очередь это означает, что одарённость не равняется высокому коэффициенту интеллектуального развития (IQ), а, следовательно, не определяется только исключительным интеллектом;

• одарённость многообразна, проявляется на разных уровнях и во всех сферах жизнедеятельности. Социально значимые достижения невозможны без высоко развитой способности к творчеству (креативности) и лидерству, вследствие чего встает особая задача выявления и развития детей с творческой и лидерской одарённостями. Все виды одарённости имеют сложную структуру, в том числе и интеллектуальная одарённость;

выявление одарённости - это сложная процедура, требующая специальных знаний и умений, участия профессиональных психологов;

• каждый одарённый - индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одарённости чаще всего требует организации особой среды, включающей специальное образование, которое выходит за рамки обучения в обычной школе.

Уважаемые родители, в современной литературе одарённость представлена как сложное, многомерное явление. Её характеристики позволяют понять, как выявлять одарённость и на что ориентироваться вам и педагогам, развивая потенциал личности ребёнка.

Но рассматривая данную тематику, помните, что ребёнок - это невероятное счастье и чудо. Будь он - гений, или обычный среднестатистический ребёнок, его благополучие, социально-личностное становление и общая гармонизация зависит только от вас. Любите своих детей, умейте спрашивать, умейте баловать, а главное не забывайте - всему должны быть разумные границы. Одарённость - это, конечно, великолепно, но не стоит третировать малыша, если он не обладает данным феноменом. У каждого своя судьба. Ребёнка нужно воспринимать таким, какой он есть, для вас он - гений, не смотря ни на что.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить