• Притча о Любви

    Два ангела-путника остановились на ночлег в доме богатой семьи. Семья была не гостеприимна и не захотела оставить ангелов в гостиной. Вместо того они были уложены на ночлег в холодном подвале. Когда они Читаем дальше?
  • Легенда об Астре

    Молодой охотник полюбил девушку, но та оставалась к нему равнодушной. - Если я собью с неба звезду, ты станешь моей? – спросил он у гордой красавицы. Никто еще из племени не мог осчастливить невесту Читаем дальше?
  • Легенда о Незабудках

    В далекой сказочной стране Dream жила прекрасная принцесса по имени Flower. Все любили ее за неземную красоту, наслаждались ее изяществом, восхищались грацией. И только бедный садовник Mute любил Flower за ее кристально Читаем дальше?
  • 1
  • 2
  • 3

Гений - один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота… - Т. Эдисон

Рассмотрим проблему одарённых детей, и попробуем дать ответы на основные, интересующие всех родителей, вопросы: «Кто такие одарённые дети?», «Классификация одарённости», «Хорошо ли, когда ребёнок одарённый?»«Как воспитывать одарённых детей?», «Как обучать одарённого ребёнка?».

Одарённый ребенок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одарённые дети, или вундеркинды (от нем. Wunderkind, дословно - чудесное дитя) - дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.

Одарённые дети - это дети, резко выделяющиеся из среды сверстников высоким умственным развитием, которое является следствием, как природных задатков, так и благоприятных условий воспитания (Ю.З. Гильбух).Категории одарённых детей

В специальной литературе выделяют несколько категорий детей, которых называют одарёнными:

- дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одарённость);

- дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одарённость);

- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.); эту категорию детей чаще называют талантливыми;

- дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одарённость).

А.И. Савенков выделяет три группы одарённых детей.

Первая группа - это дети с высоким показателем по уровню общей одарённости. Они обладают высокой продуктивностью умственной деятельности. Являются источниками новых и оригинальных идей.

Вторая группа - это дети успешные в каком-либо определенном виде деятельности. Это может быть ребенок, который любит и умеет хорошо рисовать или петь. Это может быть школьник, влюбленный в биологию и отдающий ей всё своё время. В последнее время исследователи отмечают одарённых детей в области компьютерных технологий. Такой ребёнок легко овладевает необходимыми навыками работы с компьютерными программами, выступая зачастую «консультантом» в этой области для родителей или учителей.

Третья группа - это дети, хорошо обучающиеся в школе, такие маленькие «академики».

Психологические особенности одарённых детей.

Одарённые дети с самого раннего детства отличаются от своих сверстников: мало спят, рано начинают говорить, у них богатый словарный запас, высоко развитое внимание, ненасытное любопытство, отличная память. Эти дети уже в трехлетнем возрасте могут следить за несколькими событиями одновременно, в состоянии долго концентрироваться на выполнении интересного для них задания, возвращаются к нему в течение нескольких дней. Подобное поведение не характерно для детей этого возраста. Столь ранние проявления одарённости обычно свидетельствуют о выдающихся интеллектуальных способностях.

Одарённость определяется следующими параметрами: 1) опережающим развитием познания; 2) психологическим развитием; 3) физическими данными.

Рассмотрим каждый из параметров.

Опережающее развитие познания проявляется следующим образом.

1. Одарённые дети способны выполнять несколько дел одновременно. Они, как губка, впитывают в себя весь окружающий их мир, всю интересующую их информацию.

2. Дети очень любознательны, задают много вопросов, активно исследуют окружающий мир, не приемлют никаких ограничений при исследовании. Для одарённых детей учиться так же естественно, как дышать. Учёные объясняют это тем, что у одарённых детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга, и они могут «перерабатывать» интеллектуальную «пищу» в больших количествах, чем мозг обычных детей.

Опережающее развитие одарённых детей3. Одарённые дети в раннем возрасте способны прослеживать причинно-следственные связи между явлениями, видеть неожиданные связи между концепциями и событиями, делать соответствующие выводы. Все это приводит к появлению творческих способностей (креативности) и изобретательности.

4. У детей отличная память, хорошо развито абстрактное мышление. Они могут полноценно пользоваться имеющимся опытом, классифицировать и категоризировать имеющуюся информацию или опыт. Этот факт подтверждается тем, что одарённые дети проявляют склонность к коллекционированию: им нравится приводить коллекцию в порядок, систематизировать ее, заниматься реорганизацией предметов. Большой словарный запас сопровождается сложными синтаксическими конструкциями, умением грамотно поставить вопрос. Они любят читать словари, энциклопедии, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

5. Одарённые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. Это проявляется в том, что они любят сложные задания и стремятся выполнить их самостоятельно.

6. Они отличаются повышенной концентрацией внимания, упорством в достижении значимой для них цели. Высокая увлеченность делом может привести к тому, что ребенок будет стараться довести его до совершенства, а если конечный результат ему не понравится, он разорвет или сломает то, над чем трудился. Стремление довести начатое дело до совершенства (перфекционизм) - одна из проблем, наиболее часто отмечаемая родителями и учителями.

7. У этих детей сформированы основные компоненты умения учиться: учебные навыки (беглость осмысленного чтения и счета, привычка к аккуратному, четкому оформлению продуктов своей умственной деятельности); учебные умения интеллектуального плана (планирование предстоящей деятельности, тщательный анализ поставленной цели; понимание требований задачи, наличия и отсутствия у себя знаний для ее решения, осознание цели деятельности и критериев качества будущего продукта, точное следование намеченным ориентирам, контроль за выполнением работы).

Психологическое развитие одарённых детей имеет значительное отличие со «средним» ребенком.

1. У детей богатое воображение. Часто они придумывают несуществующих друзей, желанного братика или сестренку, яркую фантастическую жизнь. Они наслаждаются своими красочными рассказами, чем вызывают беспокойство у взрослых, которые опасаются того, что ребенок живет в своем мире, придуманном, а не реальном.

2. У них очень сильно развито чувство справедливости, которое появляется очень рано. Они остро реагируют на общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим, живо откликаются на правду, справедливость, гармонию.

3. У детей богатое воображение. Часто они придумывают несуществующих друзей, желанного братика или сестренку, яркую фантастическую жизнь. Они наслаждаются своими красочными рассказами, чем вызывают беспокойство у взрослых, которые опасаются того, что ребенок живет в своем мире, придуманном, а не реальном.

4. Одарённые дети обладают хорошо развитым чувством юмора. Это связано с тем, что их воображение живо, они активны, многое видят и поэтому обнаруживают много смешных и несуразных моментов.Психологическое развитие одарённых детей

5. Для одарённых детей характерны преувеличенные страхи. Данные исследований показывают, что эти страхи не имеют под собой реальной основы: дети, живущие в городах, больше всего боятся львов и тигров, а не машин. Возможно, эти страхи связаны с богатым и хорошо развитым воображением.

6. Они стараются решать проблемы, с которыми им пока сложно справиться. Поскольку эти дети в некоторых областях добиваются высоких результатов, родители считают, что они смогут с успехом справиться с любой задачей. И когда у ребенка что-либо не получается, наступает разочарование, которое выражается в ощущении собственного несовершенства. Такие дети не умеют переживать неудачу, потому что во всех своих предыдущих начинаниях были на высоте. Родителям надо постараться с раннего возраста оградить детей от таких переживаний, но в разумных пределах, приучая их к занятиям, где они показывают не самые блестящие результаты. Человеку нужно знать, что порой терпеть неудачу - это нормально и даже полезно. Неудачу нужно принимать не как повод для отчаяния и самоунижения, а как возможность для переоценки и адаптации.

7. У одарённых детей наблюдаются экстрасенсорные способности (телепатия, ясновидение). Такие свойства встречаются часто, и относиться к ним надо с пониманием.

8. В дошкольном возрасте у этих детей, как и у всех остальных, наблюдается возрастной эгоцентризм, т. е. проецирование собственного восприятия и эмоциональной реакции на явления, умы и сердца всех присутствующих. Другими словами, одарённый ребенок считает, что все воспринимают то или иное событие так же, как он.

9. У детей возникают проблемы со сверстниками, особенно в тот момент, когда детский эгоцентризм сопровождается чувствительностью и раздражением из-за неспособности сделать что-либо. Ребенок не может понять, что другие воспринимают окружающих мир не так, как он. Одарённые дети страдают от непринятия их сверстниками, что может повлечь развитие негативного восприятия себя. Чтобы этого не произошло, ребенку с самого раннего возраста необходимо общение с такими же одарёнными детьми.

Физические характеристики одарённости.

1. Очень высокий энергетический потенциал и малая продолжительность сна. Эти свойства проявляются с раннего детства: в младенчестве продолжительность сна меньше 20 ч, а дети постарше быстро отказываются от дневного сна.Физические характеристики одарённости

2. Тонкая моторика по сравнению с познанием не очень развита. Резать и клеить для одарённого ребенка намного сложнее, чем производить вычисления. Надо знать, что подобное психомоторное развитие для детей дошкольного и младшего школьного возраста нормально, оно ни в коем случае не замедленно, однако такая неровность в развитии ведет к раздражительности ребенка.

Возможно, одарённые дети имеют некоторые отличия от обычных детей, но ни в коем случае нельзя забывать, что, не смотря на все свои особенности, одарённые дети – это тоже дети. Зная основные отличительные характеристики данной группы детей, можно своевременно выявить одарённость и помочь ребёнку адаптироваться в окружающем мире и не стать изгоем в рядах своих сверстников, только потому, что он так не похож на них.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить