• Легенда об Астре

    Молодой охотник полюбил девушку, но та оставалась к нему равнодушной. - Если я собью с неба звезду, ты станешь моей? – спросил он у гордой красавицы. Никто еще из племени не мог осчастливить невесту Читаем дальше?
  • Притча о Любви

    Два ангела-путника остановились на ночлег в доме богатой семьи. Семья была не гостеприимна и не захотела оставить ангелов в гостиной. Вместо того они были уложены на ночлег в холодном подвале. Когда они Читаем дальше?
  • Легенда о Незабудках

    В далекой сказочной стране Dream жила прекрасная принцесса по имени Flower. Все любили ее за неземную красоту, наслаждались ее изяществом, восхищались грацией. И только бедный садовник Mute любил Flower за ее кристально Читаем дальше?
  • 1
  • 2
  • 3

Большой талант требует большого трудолюбия… - Петр Чайковский

Систематизация видов одарённости определяется критерием, положенным в основу классификации. В одарённости можно выделить как качественный, так и количественный аспекты.

Качественные характеристики одарённости выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности.

Количественные характеристики одарённости позволяют описать степень их выраженности.

К критериям выделения видов одарённости относятся:

а) вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики;

б) степень сформированности одарённости;

в) форма проявлений;

г) широта проявлений в различных видах деятельности;

д) особенности возрастного развития.

По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» выделяют следующие виды одарённости:

- в практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную;

- в познавательной деятельности - интеллектуальную одарённость различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одарённость в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.);

- в художественно-эстетической деятельности - хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одарённость;

- в коммуникативной деятельности - лидерскую и аттрактивную одарённость;

- в духовно-ценностной деятельности - одарённость, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Классификация видов одарённости по критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» является наиболее важной в плане понимания качественного своеобразия природы одаренности. Данный критерий является исходным, тогда как остальные определяют особенные, в данный момент характерные для человека формы.

По критерию «степень сформированности одарённости» можно дифференцировать:

- актуальную одарённость - это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. В данном случае речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности;

- потенциальную одарённость - это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определённые психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.

Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.).

По критерию «форма проявления» можно говорить о:

- явной одарённости, которая обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребёнка столь очевидны, что его одарённость не вызывает сомнения. Поэтому специалисту в области детской одарённости с большой степенью вероятности удаётся сделать заключение о наличии одарённости или высоких возможностях ребенка. Он может адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребенком»;

- скрытой одарённости, которая проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одарённости такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки. Причины, порождающие феномен скрытой одаренности, кроются в специфике культурной среды, в которой формируется ребенок, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, и т.п. Идентификация детей с таким типом одаренности - это длительный процесс, основанный на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребенка, включении его в различные виды реальной деятельности, организации его общения с одарёнными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды, вовлечении его в инновационные формы обучения и т.д.Классификация одарённости

По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить:

- общую одарённость, которая проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одарённости выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важнейшие аспекты общей одарённости - умственная активность и ее саморегуляция. Общая одарённость определяет соответственно уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлечённости в деятельность, степень её целенаправленности;

- специальную одарённость, которая обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).

По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать:

- раннюю одарённость;

- позднюю одарённость.

Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одарённость проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие и соответственно раннее обнаружение дарований (феномен «возрастной одарённости») далеко не всегда связаны с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одарённости в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности.

Примером ранней одарённости являются дети, которые получили название «вундеркинды». Вундеркинд (буквально «чудесный ребенок») - это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности - математике, поэзии, музыке, рисовании, танце, пении и т.д.

Классификация одарённости помогает наиболее точно определить к какому виду одарённых детей относится ребёнок. Что в свою очередь крайне необходимо для его дальнейшего развития. Чем точнее определён вид одарённости, тем успешнее будет проходить обучение и воспитание одарённого ребёнка.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить