• Легенда о Незабудках

    В далекой сказочной стране Dream жила прекрасная принцесса по имени Flower. Все любили ее за неземную красоту, наслаждались ее изяществом, восхищались грацией. И только бедный садовник Mute любил Flower за ее кристально Читаем дальше?
  • Притча о Любви

    Два ангела-путника остановились на ночлег в доме богатой семьи. Семья была не гостеприимна и не захотела оставить ангелов в гостиной. Вместо того они были уложены на ночлег в холодном подвале. Когда они Читаем дальше?
  • Легенда об Астре

    Молодой охотник полюбил девушку, но та оставалась к нему равнодушной. - Если я собью с неба звезду, ты станешь моей? – спросил он у гордой красавицы. Никто еще из племени не мог осчастливить невесту Читаем дальше?
  • 1
  • 2
  • 3

Даже согласившись, что люди гениальные обычно бывают странны, или, как говорится, нет великого ума без капельки безумия, мы не отречемся от них; мы будем презирать те века, которые не создали ни одного гения. Гении составляют гордость народов, к которым принадлежат: рано или поздно им воздвигают статуи и в них видят благодетелей человеческого рода… - Д. Дидро.

Детский возраст - это период становления личности и её способностей, время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления - одарённости. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одарённости.

Что такое детская одарённость? Давайте, попробуем ответить на этот вопрос.

Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

На сегодняшний момент большинство психологов признаёт, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одарённости - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

К сожалению, в психологии по сей день не сложилось общего представления о природе одарённости, существуют лишь два основных варианта объяснения природы одарённости.

Первый вариант предполагает, что каждый человек по-своему одарён. Этот подход отражает гуманистические тенденции в науке и является идеологической базой всеобщего образования и права каждого ребёнка на развитие своих способностей. Данный вариант объяснения причины одарённости размывает специфику понятия «одарённость». Акцент смещается в сторону поиска «ключика» к способностям ребёнка и методам их развития. С такой точки зрения вопрос о выявлении одарённых детей становится нелогичным. Замечено, что одарённые дети, взрослея, не всегда сохраняют свои способности. Это связано в первую очередь с контрастом «тем для общения» со своими сверстниками. Так как даже специалисты зачастую не могут правильно понять таких детей.Природа одарённости

Второй вариант предполагает одарённость детей как дар «свыше», которым наделены только избранные. Здесь рассматривается проблема выявления одарённых детей, но ставится под сомнение возможность дальнейшего развития одарённости. В таком случае следует относиться к одарённым детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите, от которой зависит развитие всего человечества. Необходимо широкое обсуждение вопросов, связанных с выявлением и развитием одарённых детей, с возможностью построения грамотных прогнозов и эффективных методов взаимодействия с данными детьми.

Если рассматривать тесты на определение коэффициента интеллекта, то можно выделить следующую классификацию уровней одарённости:

«Яркий», «просветлённый»: 115 и более, или 1 из шести (17 %).

«Умеренно одарённый»: 130 и более, или 1 из 50 (2 %).

«Высоко одарённый»: 145 и более, или 1 из 1000 (0,1 %).

«Исключительно одарённый»: 160 и более, или 1 из 30 тысяч (0,003 %).

«Необычайно одарённый»: 175 и более, или 1 из 3 миллионов (0,00003 %).

Одарённость в современном понимании.

Концепций одарённости, созданных современными учеными, очень и очень много, порой в них можно заблудиться. Давайте, облегчим себе задачу и сразу обратимся к наиболее популярной и принимаемой большинством современных специалистов идее - концепции человеческого потенциала американского психолога Джозефа Рензулли.

Согласно его учению, одарённость представляет собой сочетание трёх характеристик:

- интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

- творческости;

- настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

Одарённость в современном пониманииПримечательно, что в самом названии данной теоретической модели Дж. Рензулли использует вместо термина "одарённость" термин "потенциал". Это свидетельство того, что данная концепция - своего рода универсальная схема, применимая для разработки системы воспитания и обучения не только одарённых, но и всех детей.

Выделенная Дж. Рензулли триада, представляется автором обычно в виде трех взаимно пересекающихся окружностей, символизирующих мотивацию, выдающиеся способности (интеллект) и творческость (креативность), что в значительной мере проясняет характер взаимодействия данных трех составляющих.

Согласно данной теории одарённость - это не только интеллект, не только творческость и не только определенная мотивация. Это комплекс, включающий все три характеристики.

Давайте, подробнее рассмотрим указанные выше характеристики.

Первая характеристика - способности выше среднего уровня.

Для успешного выполнения любой деятельности необходим комплекс особенных, специфических свойств. Поэтому, в связи с этим утверждением, отнюдь не каждый человек может стать выдающейся личностью. Необходимо то, что обычно называют способностями выше среднего уровня.

Большая часть способностей имеет универсальный характер, но есть и исключительно специальные, обеспечивающие успешность выполнения определенной деятельности. Есть необходимый и довольно специфичный набор качеств для успешной, к примеру, игры на скрипке, занятий математикой, живописью, плаванием и другими видами деятельности.

Для реализации личности в избранной сфере без этих качеств обойтись довольно-таки сложно.

Так же в психологии известно и "явление компенсации". Недостаток развития одних способностей может быть частично восполнен, компенсирован за счет более интенсивного развития других. Иногда этого хватает, чтобы добиться высоких и даже выдающихся результатов. Например, многие известные живописцы уступали по уровню способности к цветоразличению К. Коровину, В. Врубелю и другим известным колористам, но это не помешало им стать знаменитыми художниками.

Известно, что у слепых, частично восполняя их недостаток, лучше развивается слух, осязание, обоняние. У глухих, наоборот, зрение, и так далее.

Но следует помнить, компенсаторные возможности имеют свои границы. Именно поэтому никакой идеальный слух не может полностью заменить зрение, так же как зрение не в состоянии полностью заменить слух.

Способности имеют удивительное свойство - развиваться. Естественно, что особенно пластичны в этом плане маленькие дети. Чем младше ребенок, тем больше шансов что-либо изменить, поправить, усилить и усовершенствовать.

Далее следует упомянуть ещё об одной особенности схемы Дж. Рензулли - вместо слов "способности выше среднего уровня" в некоторых своих работах учёный употребляет слово "интеллект". В этом случае интеллект рассматривается как способность к однонаправленному, последовательному, логическому мышлению (сюда обычно включаются такие сложные мыслительные операции, как: анализ, синтез, классификация, категоризация и др.).

То, что в данном контексте называют интеллектом, проявляется в задачах, имеющих единственный правильный ответ, может быть выявлено с помощью специальных тестов интеллекта.

Вторая характеристика - творческость (креативность).

Многие отечественные ученые до сих пор отказываются признавать факт существования творческости как некой относительно автономной, универсальной способности. Они утверждают, что творчество всегда жестко связано с определенным видом деятельности. То есть, по их мнению, нельзя говорить о творчестве вообще: есть художественное творчество, научное творчество, техническое творчество и так далее.

Но, тем не менее, большинство ученых в мире склоняются к тому, что природа творчества едина, следовательно, и способность к творчеству универсальна. Научившись творить в сфере искусства, техники или в других видах деятельности, ребенок без труда может перенести этот опыт в любую другую сферу. Именно поэтому творчество рассматривается как относительно автономная, самостоятельная способность.

В материалах исследований психологии творчества, проведенных в последнее время, трудно найти приемлемое определение творческости, но там содержится достаточно описаний основных параметров, которые её характеризуют.

"Креативность (творческость), - пишет Е. П. Торранс, - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее".

При оценке креативности психологи (Дж. Гилфорд и Е. П. Торранс и др.) учитывают обычно четыре критерия:

1. Продуктивность, или беглость - способность к продуцированию максимально большого числа идей. Этот показатель не является специфическим для творчества, однако чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них наиболее оригинальных.

2. Гибкость - способность легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, часто очень далеким по содержанию друг от друга. Противоположное качество называют инертностью мышления.

3. Оригинальность - один из основных показателей творческости. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.

4. Разработанность - продуцирование оригинальных идей или творческая разработка уже существующих.

Третья характеристика - мотивация.

Мотив (от французского motif - "побудительная причина") - психическое явление, становящееся побуждением к деятельности.

Мотивы учения.

1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с ее прямым продуктом:

- мотивация содержанием - мотивы, связанные с содержанием учения (побуждает учиться, стремиться узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действий, проникать в суть явлений);

- мотивация процессом - мотивы, связанные с самим процессом учения (увлекает процесс общения с учителем и другими детьми в учебной деятельности, процесс учения насыщен игровыми приемами, техническими средствами и др.).

2. Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения:

- широкие социальные мотивы:

а) общественно ценные - мотивы долга, ответственности, чести (перед обществом, классом, учителем, родителями и др.);

б) узколичные (престижная мотивация) - мотивы самоутверждения, самоопределения, самосовершенствования.

- мотивы избегания неприятностей - учение на основе принуждения, страха быть наказанным и т. п.

Все группы мотивов присутствуют практически в каждом действии ребенка, связанном с учением.

Каждому ребенку свойственны чувство долга и ответственности, стремление к самоутверждению и самосовершенствованию, в какой-то мере интересно содержание и процесс учебной деятельности, свойственна боязнь неудачи.

Но следует говорить не об отсутствии или присутствии каких-либо мотивов, а об их иерархии. То есть о том, какие мотивы преобладают, доминируют в мотивационно-потребностной сфере личности, а какие находятся в подчиненном положении.

В результате специальных исследований доказано, что иерархия мотивов является сравнительно устойчивым психическим образованием. Будучи сформированной в детстве, она мало подвержена изменениям.

Наиболее желательно с точки зрения одарённости доминирование мотивов, связанных с содержанием учения (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями; ориентация на усвоение способов приобретения знаний и т. п.). Доминирование этой группы мотивов характеризует одарённого ребенка. Это одна из ведущих характеристик детской одарённости (Дж. Рензулли, Е. П. Торранс и др.).

Несколько иной подход предложен группой современных российских психологов, их разработка претендует на особое место среди современных концепций одарённости. Этот проект выполнен научным коллективом под руководством известных российских психологов Д. Б. Богоявленской и В. Д. Шадрикова. Авторы назвали её «Рабочая концепция одарённости».

Они выделяют два фактора одарённости, которые являются основными:

1. "Инструментальный".

2. "Мотивационный".Рабочая концепция одарённости

Данный подход немного напоминает модель Дж. Рензулли. Но если Дж. Рензулли выделяет три фактора, то авторы "Рабочей концепции одарённости" интегрируют выдающиеся способности и креативность в один фактор - "инструментальный". Они предлагают рассматривать одарённость в двух основных аспектах: "могу" и "хочу".

Раскрывая природу одарённости на уровне теории, данная модель, как и любая другая концепция, все же не позволяет увидеть некоторые частные особенности, характерные для одарённых детей. Концепция обычно очерчивает только главные, наиболее крупные звенья системы. Вопрос о том, как проявляется все это в реальном, живом ребенке, требует специального рассмотрения. Ответ на него уже не так прост и однозначен.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить