• Легенда об Астре

    Молодой охотник полюбил девушку, но та оставалась к нему равнодушной. - Если я собью с неба звезду, ты станешь моей? – спросил он у гордой красавицы. Никто еще из племени не мог осчастливить невесту Читаем дальше?
  • Легенда о Незабудках

    В далекой сказочной стране Dream жила прекрасная принцесса по имени Flower. Все любили ее за неземную красоту, наслаждались ее изяществом, восхищались грацией. И только бедный садовник Mute любил Flower за ее кристально Читаем дальше?
  • Притча о Любви

    Два ангела-путника остановились на ночлег в доме богатой семьи. Семья была не гостеприимна и не захотела оставить ангелов в гостиной. Вместо того они были уложены на ночлег в холодном подвале. Когда они Читаем дальше?
  • 1
  • 2
  • 3

Давно уже было замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют общественные условия, благоприятные для их развития… - Г.В. Плеханов

Родительское воспитание одарённых детей условно можно разделить на три стадии.

Первая стадия. На первых порах родители, не считая себя достаточно образованными, быстро запасаются книгами по воспитанию будущего гения, видеодисками раннего развития, информацией из Интернета о модных методах развития детской психики. По истечению некоторого время, они начинают понимать, что методов воспитания одарённых детей бесчисленное количество. Но метода, который бы их полностью устраивал, не существует в принципе. Кроме того, чем больше родители изучают волнующую их тему, тем сильнее они испытывают чувство неуверенности в воспитании одарённого ребёнка.

Вторая стадия. Наступает с момента понимания как именно нужно воспитывать талантливую личность. Не найдя приемлемого метода воспитания, родители отбирают выдержки из каждого метода и начинают обучать ребёнка в правильном, как им кажется, направлении. Если внимательнее присмотреться к такому методу воспитания, то можно обнаружить массу моментов стереотипного поведения. Родители, не понимая психики ребёнка, начинают дрессировать его модными методиками, рассчитывая добиться необходимого результата.

Большинство родителей, начитавшись книг по «воспитанию маленького гения», приходят к выводу о том, что воспитывать детскую психику должны высококвалифицированные специалисты в данной области. Начиная с двух лет, а то и раньше, они отдают своих детей в центры раннего развития. Более богатые родители могут позволить себе воспитывать ребёнка в престижном частном садике по методу Марии Монтессори. У таких родителей бытует ошибочное мнение о том, что если они заплатили большие деньги, то их ребёнок обязательно будет успешным и гениальным.

Третья стадия. Долго и упорно воспитывая своего ребёнка по модным методикам раннего развития, родители, к своему огромному сожалению, начинают замечать, что их ребёнок не отличается особым даром. Он лучше других разговаривает, умеет читать, писать и даже знает иностранный язык. Но все эти интеллектуальные качества имеют обычный энциклопедический оттенок. У него нет необходимой свободы суждения, нет оригинальности мысли и нет бунтарского духа. А есть прилежное поведение, энциклопедические знания и желание понравиться взрослым.

Ошибочность и даже заблуждение родительского воспитания состоит в том, что прилагая дюжину усилий, они учат ребёнка жить по подражанию, навязанными взрослыми людьми. У ребёнка не развивается собственная оригинальность, он просто-напросто подстраивается под жизнь взрослых.

На сегодняшний день родители продолжают повторять одну и ту же ошибку. Они не совершенствуют детскую психику в сторону развития их подсознательных задатков, а всеми силами пытаются «нагрузить неокрепшие умы» интеллектуальной осознанностью.

Чтобы избежать неминуемых ошибок в воспитании одарённых детей, необходимо обратиться к профессиональным советам ведущих педагогов и психологов в области феномена «детской одарённости».

Специалисты, изучающие данный вопрос, предлагают следующие рекомендации по воспитанию одарённого ребёнка в семье.

Постоянно ставьте перед ребенком новые задачи.

Если перед одарённым ребенком не стоят интересные лично для него интеллектуальные и творческие задачи, у него могут начаться проблемы с поведением в школе, а может и совсем пропасть интерес к учебе. Большинство родителей ожидают от одарённых детей отличных оценок, но их успеваемость может падать даже ниже среднего, если им становится неинтересно учиться. Попытайтесь сотрудничать с учителями. Многие из них будут рады помочь одарённым ученикам раскрыть свои способности.

Отстаивайте интересы ребенка.

Если учителя не учитывают в работе особенности вашего ребенка, попробуйте найти для него более подходящую школу. Не нужно сразу ругать ребенка, если у него появились проблемы в школе, возможно, их причина в том, что он слишком отличается от средних учеников. Если у вас нет возможности отдать ребенка в другую школу, найдите для него образовательные ресурсы в интернете, и предложите ему самостоятельно изучать материалы по интересующим его предметам.

Открывайте ребенку окна в мир.

Источниками таких окон являются книги, фильмы, музеи, лекции, специальные курсы, концерты, путешествия, и так далее. Постарайтесь как можно чаще посещать мероприятия, которые соответствуют интересам ребенка. Расскажите ему о возможностях участия в различных конкурсах и олимпиадах, а также о том, где он сможет продолжить образование, если будет учиться с таким же увлечением. Очень важно, чтобы ребенок видел перспективы и возможности применения своих способностей в будущем.

Ищите учителей.

Если учителя в школе не могут или намеренно не хотят отдельно работать с одарённым ребёнком, а вам не хватает знаний, чтобы помочь ребёнку раскрыть его потенциал, однажды ему понадобится опытный учитель, который сможет углубить его знания, и направить его в нужном направлении. Через интернет или другие ресурсы попробуйте найти педагогов, которые работают с одарёнными детьми; они могут дать вам ценные практические советы, которых можно не найти в специальных пособиях.

Будьте скромнее.

Не нужно хвастаться достижениями ребёнка перед знакомыми. Во-первых, это может привести к излишней самоуверенности у ребенка, а она нередко становится причиной конфликтов со сверстниками. Во-вторых, если ваш ребенок одарён от природы, для него учиться лучше, знать больше и мыслить творчески - это норма, поэтому не стоит лишний раз выделять его среди окружающих. Одарённость - это просто особенность человека, с которой можно многого добиться, но которая может и разрушить жизнь, если придавать слишком большое значение таланту и забывать о необходимости упорно трудиться. Не позволяйте и другим людям захваливать вашего ребенка. Это не значит, что его достижения нужно игнорировать - хвалите его, но в меру, чтобы у него не сложилось чувство собственного превосходства над всеми остальными. Он должен понимать, что одарённость сама по себе - это просто подарок природы, которым нужно суметь правильно воспользоваться и ни в коем случае не злоупотребить им.

Учитесь вместе с ребёнком.

Одарённые дети - отличный шанс для родителей дополнить своё образование. Если у вас есть время, читайте книги, которые читает ребёнок (хотя бы некоторые из них), и каждый день расспрашивайте его о том, чему он научился сегодня. Так вы сохраните контакт и хорошие отношения с ребёнком, и будете развиваться вместе с ним. Для каждого родителя очень важно соответствовать уровню развития их одарённых детей, чтобы в последствии уже у выросшего и много чего добившегося ребёнка не возникло чувство превосходства над стареющими родителями, и он не стал их стесняться (в первую очередь из-за их безграмотности и неосведомлённости в тех областях, в которых сам является гением).

Психологическая наука предлагает использовать семь базовых принципов выявления и сопровождения одарённых детей.

Принципы выявления и сопровождения одарённых детейПервый принцип. Характер оценки разных сторон поведения и деятельности ребенка должен быть комплексным. Это позволило бы использовать различные источники информации и охватывать как можно более широкий спектр его способностей.

Необходимо задействовать множество разнообразных методов и технологий:

- различные варианты метода наблюдения за детьми;

- специальные психодиагностические тренинги;

- проведение пробных уроков по специальным программам, включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;

- организация различных интеллектуальных игр, предметных олимпиад, научных конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей и т.п.;

- экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;

- экспертное оценивание конкретных продуктов деятельности детей профессионалами;

- проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Комплексный подход к выявлению детской одарённости тоже не гарантирует полной безошибочности. А навешивание ярлыков типа «одарённый» или «неодарённый» может стать весьма негативным фактором дальнейшего развития личности ребенка.

Оценивание ребенка как одарённого не должно являться самоцелью, а служить лишь стимулом для его дальнейшего развития и продвижения. Выявление одарённых детей необходимо связывать исключительно с задачами их обучения и воспитания, с оказанием им психологической помощи и педагогической поддержки.

Второй принцип. Обязательна длительность идентификации, что предполагает развернутое на несколько лет наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях: жизненных и учебных.

Третий принцип. Важен анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей развивающей деятельности и т. д.).

Четвертый принцип. Актуально использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические преграды, комплексы звёздности или неполноценности и т.д.

Пятый принцип. Желательно подключение к оценке ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, гуманитариев, инженеров и т.д.). При этом следует помнить о возможном консерватизме мнения профессионала, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества, не следует его переоценивать и тем более полностью на него полагаться.

Шестой принцип. Плодотворна оценка признаков одарённости ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учётом зоны его ближайшего развития (в частности, на основе организации определённой образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения).

Седьмой принцип. Предпочтительна опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в конкретной ситуации, такие как:

- анализ продуктов деятельности;

- наблюдение;

- беседа;

- экспертные оценки;

- естественный эксперимент.

Необходимо напомнить, что существующие валидные психодиагностические методы идентификации одарённости весьма сложны, и требуют высокой квалификации и специального обучения.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить